ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2001 г. N 615-5/общ
4 августа 2000 г. направлялось письмо N
1169-5/общ о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции дел о нарушении
таможенных правил, по которым в качестве взыскания предусмотрена конфискация
товара и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами
правонарушения.
При рассмотрении судами дел указанной
категории возникли также следующие вопросы.
1. Должны ли таможенные органы при
передаче в суд дела о нарушении таможенных правил, по которому в качестве
дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных
средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, оформлять исковое
заявление?
Конфискация как мера административного
взыскания, предусмотренная законом, состоит в принудительном безвозмездном
обращении в собственность государства имущества, явившегося орудием или
средством совершения административного правонарушения или непосредственным
объектом такого нарушения.
Применение конфискации имущества в
качестве меры административного взыскания должно производиться судом
применительно к порядку, установленному Кодексом об административных
правонарушениях РСФСР, а также Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, при передаче таможенными
органами в суд дела о нарушении таможенных правил, по которому в качестве
дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных
средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, оформления
искового заявления не требуется.
2. Вправе ли суд требовать от таможенного
органа по делу о нарушении таможенных правил, по которому в качестве
дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных
средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения, рассмотрения
этого дела и вынесения по нему постановления о применении основного взыскания в
виде штрафа?
Рассмотрение в первой инстанции дела об
одном и том же правонарушении, за которое могут быть назначены два наказания
(основное и дополнительное), несколькими органами (в частности, таможенным
органом и судом) недопустимо. Применение конфискации имущества относится к
исключительной компетенции суда.
Следовательно, дело о нарушении
таможенных правил, по которому может быть назначена конфискация товара в
качестве дополнительного наказания, суд должен рассмотреть в полном объеме и
при установлении состава правонарушения решить вопросы о применении как
основного, так и дополнительного наказаний.
3. Допустимо ли применение конфискации по
делу о нарушении таможенных правил по истечении срока для наложения основного
взыскания в виде штрафа?
Частью второй статьи 247 Таможенного
кодекса РФ установлено, что взыскания, предусмотренные пунктом 4 - 6 статьи 242
настоящего Кодекса, налагаются независимо от времени совершения или обнаружения
нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или
дополнительными взысканиями.
Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда положений
Таможенного кодекса РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П часть вторая ст. 247
Таможенного кодекса Российской Федерации, как позволяющая налагать взыскание в
виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств
независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил,
признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Как указано в этом Постановлении, до
принятия федерального закона, устанавливающего соответствующие сроки, такие
взыскания не могут налагаться позднее трех лет с момента нарушения таможенных
правил, а для длящегося правонарушения - с момента его обнаружения.
4. Вправе ли таможенные органы исполнять
постановления судов о наложении взыскания в виде конфискации на лиц за
совершение нарушений таможенных правил в тех случаях, когда товар (транспортное
средство) находится в распоряжении таможенного органа?
Возможность исполнения судебных актов
другими органами, помимо органов принудительного исполнения (служб судебных
приставов), предусмотрена п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г.
"Об исполнительном производстве". В свою очередь, статья 380
Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает исполнение
постановления о конфискации таможенным органом, за исключением случаев
принудительного исполнения.
Исходя из приведенных положений законов,
при отсутствии необходимости принудительного исполнения решения суда о
конфискации товаров и транспортных средств (если имущество, подлежащее
конфискации, находится в распоряжении таможенного органа) осуществление его
исполнения таможенным органом является правомерным.
Прошу об изложенном проинформировать
судей.
В.М.ЖУЙКОВ