ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2001 г. No. С7-7/УЗ-673
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 11 апреля 2001 года Государственной Думой принят Федеральный
закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон), который 30 мая 2001 года подписан
Президентом Российской Федерации (No. 70-ФЗ) и опубликован в
"Парламентской газете" от 1 июня 2001 года No. 99.
В связи с этим предлагается организовать
в арбитражных судах изучение Федерального закона, обратив при этом внимание на
следующие его положения.
1. В статье 1 Федерального закона
раскрываются общие положения относительно участия арбитражных заседателей в
осуществлении правосудия. В частности, указывается, что арбитражные заседатели
участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами
субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел,
возникающих из гражданских правоотношений.
Следует отметить, что арбитражные
заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому
в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения
дела по существу.
Федеральным законом также определено, что
состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием
арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его
формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и
двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном
заседании (п. 2 ст. 1).
При этом следует иметь в виду, что
арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения
наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они
пользуются правами и несут обязанности судьи.
2. В статье 2 перечисляются требования,
предъявляемые к кандидатам в арбитражные заседатели. Ими могут быть граждане Российской
Федерации, достигшие 25-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющие
высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической,
финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не
менее 5 лет. Не привлекаются к осуществлению правосудия в качестве арбитражных
заседателей лица, замещающие государственные должности, предусмотренные
Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской
Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие
выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры,
военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к
руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской
Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов
налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов,
исполняющих наказание, а также лица, осуществляющие частную детективную
деятельность на основе специального разрешения (лицензии). Не могут быть также
арбитражными заседателями лица, имеющие не снятую или не погашенную в
установленном законом порядке судимость либо совершившие поступок, умаляющий
авторитет судебной власти.
3. Следует отметить, что списки
арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской
Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей,
направленных в указанные суды торгово - промышленными палатами, ассоциациями и
объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными
объединениями, потом они представляются арбитражными судами субъектов
Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и
утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы
в иных средствах массовой информации (статья 3 Федерального закона).
4. Статья 4 устанавливает срок полномочий
арбитражного заседателя в два года, по истечении которого он может быть
назначен повторно.
Срок полномочий арбитражного заседателя,
истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен
председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела
по существу.
5. В статье 5 определены основания
приостановления и прекращения полномочий арбитражных заседателей.
6. Статьей 6 Федерального закона
предусмотрено вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении
правосудия. Данная норма включена в Федеральный закон в целях реализации статьи
8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации", предусматривающей выплату арбитражным заседателям
вознаграждения из федерального бюджета.
7. В статье 7 Федерального закона
устанавливаются гарантии независимости арбитражного заседателя. На арбитражного
заседателя, членов его семьи на период осуществления им правосудия
распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей,
установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным
законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным
законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в
Российской Федерации".
8. Статья 8 посвящена заключительным
положениям, в которой, в частности, предусмотрено, что Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом следует
обратить внимание, что арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу Федерального
закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в
силу Федерального закона.
По истечении этого срока полномочия
арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не
были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Э.Н.РЕНОВ