ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 февраля 2003 г. N С1-7/УП-104
К ВОПРОСУ О ПУБЛИКАЦИИ СУДЕБНЫХ АКТОВ
АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
За последние годы значительно
активизировалась работа арбитражных судов, связанная с передачей электронным
средствам информации судебных актов с целью формирования банка данных судебной
практики.
Деятельность судов в этом направлении
способствует не только формированию единообразной судебной практики, но и
содействует предупреждению правонарушений, оказывает влияние на
профессиональный рост работников судов, сокращает количество необоснованных
обращений в суд, предоставляет гражданам возможность реализовать их
конституционные права на свободное получение судебно - правовой информации.
Осознавая большую значимость и
актуальность данного процесса как для судов, так и для неограниченного
количества потребителей судебной информации, суды могут активно содействовать
его дальнейшему развитию, не нарушая при этом конституционных прав и свобод
участников арбитражного процесса, ограничения которых допустимо только
федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов
организаций и физических лиц.
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской
Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
провозглашен принцип гласности судебного разбирательства, под которым
понимается порядок рассмотрения дела арбитражным судом, предусматривающий
открытое разбирательство дела, публичное оглашение решений, свободный доступ в
зал заседаний всех желающих.
Разбирательство арбитражными судами дел в
соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов уже само по
себе обеспечивает конституционное право каждого на свободное получение судебной
информации. Между тем достижения современной науки и техники позволяют
реализовать данное право более полно путем передачи для опубликования на
электронных носителях практически неограниченного количества решений и
постановлений, принимаемых арбитражными судами.
Так, в указанных средствах информации уже
размещено свыше 100 тысяч судебных актов (более 4 тысяч постановлений
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам и
более 105 тысяч постановлений федеральных арбитражных судов округов).
Предоставление электронным средствам
информации возможности размещать в компьютерных базах судебные акты практикуют
арбитражные суды Республики Башкортостан, Республики Карелия, Архангельской,
Вологодской, Ивановской, Калининградской, Московской, Мурманской,
Нижегородской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Самарской, Тверской,
Ярославской областей, города Москвы и города Санкт - Петербурга и Ленинградской
области.
Рассмотрение арбитражными судами большого
количества дел требует установления определенных подходов к регулированию
процесса размещения информации в электронных базах.
Прежде всего, принимая решение о
предоставлении электронным средствам информации судебных актов, арбитражным
судам следует отдавать предпочтение решениям и постановлениям, которые
формируют судебную практику, связаны с применением нового законодательства,
затрагивают определенные публичные интересы, имеют общественное значение или
касаются важных социальных проблем.
При этом необходимо учитывать, что
судебные акты, вынесенные по результатам судебного разбирательства, признанного
судом закрытым в целом или в части, не могут передаваться для публикации.
Как показывает практика, федеральные
арбитражные суды Волго - Вятского, Восточно - Сибирского, Северо - Западного
округов передают для публикации полные тексты решений, федеральные арбитражные
суды Дальневосточного, Западно - Сибирского, Московского, Поволжского, Северо -
Кавказского, Уральского, Центрального округов идут по пути публикации
извлечений из судебных актов.
Публикация судебных актов в виде
извлечений требует единообразного подхода в этой работе (выработки
соответствующих правил, критериев, определения процедуры согласования текста
извлечений, назначения ответственных за проведение этой работы лиц или
структурных подразделений и т.п.). Документ должен содержать ссылки на то, что он
опубликован не полностью.
Поскольку разглашение полного
наименования участников арбитражного процесса в определенных случаях может
повлечь нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в
договорах, заключаемых арбитражными судами и электронными средствами
информации, а также регламентах по их взаимодействию необходимо
предусматривать, что стороной, осуществляющей публикацию, в судебных актах
приводится информация об организации, предпринимателе, гражданине, исключающая
возможность нарушения их конституционных прав и законных интересов.
Изменение текста судебного акта
недопустимо (за исключением исправления судьей допущенных в решении описок,
опечаток, арифметических ошибок в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации).
Порядок предоставления судебных актов для
размещения на электронных носителях может определяться судом путем принятия
документа, регламентирующего процедуру организации, подготовки и проведения
этой работы, исключающую возможность субъективного подхода к решению данного
вопроса.
В зависимости от технических возможностей
суда и соответствующих изданий публикацию решений на электронных носителях
возможно организовать на нескольких уровнях: локальном - в конкретном суде с
доступом к ним всех заинтересованных в такой информации лиц, в пределах
судебного округа и на носителях, доступных для неограниченного количества
пользователей.
Дальнейшее развитие процесса гласности не
исключает возможности размещения на страницах электронных изданий определений,
представляющих интерес для пользователя с позиции гласности и открытости
судопроизводства.
Изложенное актуально при проведении
работы, связанной с опубликованием судебных актов и в иных средствах массовой
информации.
Активная работа судов, связанная с
публикацией судебных актов, свидетельствует об открытом характере судебной
системы, возможности осуществления общественного контроля за качеством
правосудия, способствует формированию доверия к судам, является средством
правового воспитания участников экономических отношений.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ