ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2004 г. N С5-7/УЗ-595
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ФЕВРАЛЯ
2004 ГОДА N 78-О
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает, что по результатам рассмотрения
ходатайства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об официальном
разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января
1999 года по жалобе гражданки И.В. Петровой на нарушение ее конституционных
прав частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционным Судом
Российской Федерации принято Определение от 5 февраля 2004 года N 78-О.
Учитывая значимость для арбитражных судов
содержащихся в названном ходатайстве вопросов, представляется необходимым
обратить внимание на следующие положения, изложенные в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 года.
Нормативный акт или его отдельные
положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не
соответствующими Конституции Российской Федерации, по общему правилу,
утрачивают силу с момента провозглашения соответствующего постановления
Конституционного Суда Российской Федерации. Это означает, что с момента
вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты
не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом, то есть
утрачивают силу на будущее время.
В постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса,
может быть определен специальный порядок его вступления в силу, сроки и
особенности исполнения, например, предоставлена отсрочка исполнения.
В отношении дел обратившихся в
Конституционный Суд Российской Федерации граждан и организаций, а также в
отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия постановления
Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным,
указанное постановление обладает обратной силой. Это означает, что пересмотр
дел, которые послужили для заявителей поводом для обращения в Конституционный
Суд Российской Федерации, осуществляется безотносительно к истечению сроков
обращения в компетентные органы и независимо от того, имеются или отсутствуют
основания для пересмотра, предусмотренные иными, помимо Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", актами.
Правоприменительные решения, основанные
на признанном неконституционным акте, по делам лиц, не являвшихся участниками
конституционного судопроизводства, подлежат пересмотру в установленных
федеральным законом случаях. Это касается как вступивших, так и не вступивших в
законную силу решений, но неисполненных или исполненных частично. Такой
пересмотр может производиться при наличии надлежащего волеизъявления
заинтересованных субъектов и с учетом требований отраслевого законодательства.
Наличие материальных и процессуальных
предпосылок, а также возможных препятствий для пересмотра основанных на
неконституционных актах решений подлежат установлению по заявлению
заинтересованного лица тем судом, к компетенции которого отнесен такой
пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
Настоящая информация направляется для
использования в работе.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ