ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 105
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ
С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 04.11.2005 N 137-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ"
В связи с вступлением в силу Федерального
закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию административных процедур
урегулирования споров" (далее - Закон) и в целях правильного и
единообразного применения его положений Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации информирует арбитражные суды о следующих выработанных
рекомендациях.
1. Согласно части 1 статьи 213
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом
обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной
порядок их взыскания.
Законом предусматривается иной порядок
взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов,
территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в
суд.
В связи с этим при обращении налоговых
органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в
арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в
соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие
заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1
статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании
обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном
порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части
1 статьи 150 АПК РФ.
2. При рассмотрении дел арбитражным судам
следует учитывать, что отсутствие утвержденных Министерством финансов
Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации
формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы
решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с
01.01.2006 до момента их утверждения не является основанием для обращения
территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с
заявлениями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые
согласно Закону могут взыскиваться по решению указанных органов.
3. Статьей 3 Закона установлено, что
поданные в соответствии с главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом
до дня вступления в силу Закона заявления о взыскании обязательных платежей и
сумм санкций, которые на основании Закона могут взыскиваться по решению
налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской
Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ.
Следовательно, если такое заявление
налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской
Федерации подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом положений
статьи 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном
главой 26 АПК РФ.
4. По смыслу статей 101 и 103.1
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о взыскании
налоговой санкции выносится на основании решения о привлечении
налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового
правонарушения и фактически является частью решения о привлечении к
ответственности. Основания привлечения к ответственности - обстоятельства
совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены
проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают
названные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту,
и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые правонарушения со
ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие данные правонарушения и применяемые
меры ответственности, - указываются в решении о привлечении налогоплательщика к
ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 3 статьи 101 НК
РФ), но не в решении о взыскании налоговой санкции.
Применяя данные положения, следует
учитывать, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица)
к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование, в том
числе решения о взыскании налоговой санкции, и влечет обязательное
приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции. В случае
обжалования в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного
лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд может
приостановить исполнение решения на основании части 3 статьи 199 АПК РФ с
учетом положений главы 8 АПК РФ.
Решение о привлечении налогоплательщика
(иного лица) к налоговой ответственности за совершение налогового
правонарушения может предусматривать не только меры ответственности - налоговые
санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и
пеней, о чем налогоплательщику также направляется требование (пункт 4 статьи
101 Кодекса). В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий
налоговых органов по взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней следует
иметь в виду, что обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в
случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не
предусмотрено.
5. При рассмотрении дел, связанных с
взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием
действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в
соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с
изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что
полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не
обладают.
6. Согласно абзацу седьмому пункта 1
статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется
страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для
привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что
привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой
15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании
санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его
заместителя) органа.
Вместе с тем недоимка и пени по страховым
взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно пункту 6 статьи 22.1
Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с физического лица
в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о
взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.
7. При рассмотрении дел о взыскании
санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из
прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм
производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном
порядке.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ