ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 4 марта 2008 г. N 125
ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
СОГЛАСОВАНИИ ЕДИНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ И СТАНЦИЙ ПРИМЫКАНИЯ
В связи с возникающими в судебной
практике вопросами, касающимися урегулирования разногласий при согласовании
единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования
и станций примыкания (далее - ЕТП), Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, руководствуясь статьей 16 Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", рекомендует
арбитражным судам исходить из следующего.
1. Согласно статьям 58, 64 Федерального
закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации", пунктам 5.3, 5.4, 5.8 - 5.10 Правил эксплуатации и
обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом
МПС России от 18.06.2003 N 26), пункту 5.3.12 Положения о Федеральном агентстве
железнодорожного транспорта (утверждено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 N 397), а также Административному регламенту
Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению
государственной функции по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных
путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических
процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных
станций примыкания и выдаче заключений по ним (утвержден приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 27.12.2006 N 171) не урегулированные в установленном
порядке разногласия между владельцами инфраструктуры железнодорожного
транспорта общего пользования и владельцами железнодорожных путей необщего
пользования по условиям ЕТП направляются в Федеральное агентство
железнодорожного транспорта, которое по каждому спорному пункту подготавливает
соответствующее заключение.
Учитывая, что ЕТП является документом,
регулирующим отношения между владельцем инфраструктуры и владельцем
железнодорожных путей необщего пользования по вопросам функционирования станции
примыкания и железнодорожных путей необщего пользования, и что разногласия
возникают в части применения специальных положений, регламентирующих
технические и технологические вопросы в работе железнодорожного транспорта,
споры по ЕТП арбитражному суду неподведомственны.
2. В соответствии с пунктом 2.3 Правил
эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования договоры
на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать
единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего
пользования и станций примыкания.
Поэтому, если в ходе рассмотрения
преддоговорного спора по условиям такого договора будет установлено, что он
касается вопросов, связанных с не согласованными сторонами разногласиями по
ЕТП, арбитражный суд принимает исковое заявление к производству и рассматривает
преддоговорный спор по существу при условии соблюдения сторонами процедуры
согласования разногласий по ЕТП, установленной названными в пункте 1 настоящего
письма актами.
Решение арбитражного суда по такому спору
принимается с учетом заключения Федерального агентства железнодорожного
транспорта по неурегулированным вопросам ЕТП и иных доказательств по делу.
При несоблюдении сторонами установленной
процедуры согласования разногласий по ЕТП исковое заявление по преддоговорному
спору подлежит оставлению без рассмотрения (пункт 2 статьи 148 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ