ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 20 октября 2010 г. N 142
О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ СБОРА
ЗА ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В связи с возникающими в судебной
практике вопросами, касающимися применения пункта 2.7.1 Правил применения
сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном
железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15
(далее - Тарифное руководство N 3), Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует
арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Абзацем третьим статьи 58 Федерального
закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации" предусмотрено, что за работу локомотивов, принадлежащих
перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с
грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего
пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Согласно пункту 2.7.1 Тарифного
руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов
локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного
транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному
из двух вариантов:
в зависимости от среднесуточного числа
поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3,
если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по
ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной
путь принадлежит железной дороге;
за каждый выход локомотива по ставкам
таблицы N 10 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь не
принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование
железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства
N 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге
(применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей).
На основании пункта 2.7.2 Тарифного
руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2 групп железнодорожных
подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем
железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора,
связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией
железнодорожного подъездного пути.
Определяющим фактором для исчисления
сбора является расчетный период, который устанавливается в договоре по
соглашению сторон: год, декада, сутки (пункт 2.7.5 Тарифного руководства N 3).
В случае если стороны установили
расчетный период применительно к истекшему периоду отношений (например, к
истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от
среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем году.
Тарифным руководством N 3 (пункт 2.7.1)
предусмотрено внесение сбора в зависимости от среднесуточного числа поданных и
убранных вагонов, однако в случае крайне незначительного среднесуточного
количества подаваемых и убираемых вагонов (от 0,5 - 1,5 вагонов - 1 и 2 групп)
среднесуточный расчет может заменяться расчетом по каждому выходу локомотива.
Таким образом, Тарифное руководство N 3
позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и
договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути,
установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных
работ или плату, имеющую абонентский характер.
Судам следует иметь в виду, что,
установив в договоре условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке
вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем
периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта
осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период
осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов.
Интересы владельца железнодорожных путей
необщего пользования в случае уменьшения количества подаваемых и убираемых
вагонов в текущем периоде могут быть учтены при заключении договора на
очередной (последующий) период с иными условиями в соответствии с установленным
порядком.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ