ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 1994 г. No. ОЩ-7/ОЗ-57
Верховным Советом Российской Федерации 21
июля 1993 г. принят Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Закон введен в
действие с момента опубликования ("Российская газета" от 24.08.93 No.
162), за исключением части первой статьи 9, которая вводится в действие с 1
января 1994 г.
В порядке информации Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации сообщает следующее.
1. Закон определяет основы деятельности
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и
составляющих единую уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительная
система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2)
территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; 3)
центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Министерства
внутренних дел Российской Федерации. В уголовно-исполнительную систему могут
входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для
обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5
Закона).
2. Согласно статье 11 Закона имущество
уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и
используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной
системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом от имени
государства предоставлено центральным органам управления
уголовно-исполнительной системы. Следует иметь в виду, что в соответствии с
названной статьей Закона обращение взыскания на имущество учреждений,
исполняющих наказания, и территориальных органов управления не допускается.
Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным
с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их
распоряжении денежными средствами.
Здания и сооружения всех видов
собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания,
и предприятий учреждений, исполняющих наказания, используются для выполнения
задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Следует учесть, что при
нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они
передаются учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений,
исполняющих наказания, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной
собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к
другим видам собственности (ч. 6 ст. 11 Закона).
3. В соответствии со статьей 8 Закона
центральные органы управления уголовно-исполнительной системы являются
юридическими лицами. Они создают, реорганизуют и ликвидируют предприятия
учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения
деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия,
научно-исследовательские, проектные, лечебные и иные учреждения.
4. Территориальные органы управления
уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными
учреждениями, исполняющими наказания. Они являются юридическими лицами,
владеют, распоряжаются и пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве
полного хозяйственного ведения либо переданным им в оперативное управление
центральными органами уголовно - исполнительной системы. Территориальные органы
управления уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия
любых организационно-правовых форм (ч. 5 ст. 7 Закона).
5. Учреждения, исполняющие наказания,
являются юридическими лицами (ст. 6 Закона). Имущество учреждений, исполняющих
наказания, закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо
передается им в оперативное управление центральными органами уголовно-исполнительной
системы (ч. 3 ст. 11 Закона). Статья 14 Закона содержит перечень прав,
предоставленных учреждениям, исполняющим наказания. К их числу относятся: право
осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения
жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к
труду (пункт 16); участвовать в создании и деятельности предприятий любых
организационно-правовых форм (пункт 17); владеть, пользоваться и распоряжаться
закрепленным за ними на праве полного хозяйственного ведения имуществом в
пределах установленной компетенции (пункт 18); обращаться в суд за защитой
своих законных прав и интересов (пункт 20). Права и обязанности учреждений,
исполняющих наказания, связанные с осуществлением ими собственной производственной
деятельности, закреплены в статье 18 Закона. При этом установлено, что такую
деятельность они осуществляют без дополнительной регистрации.
6. В соответствии со статьей 19 Закона
при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми
условиями хозяйственной деятельности могут создаваться предприятия учреждений,
исполняющих наказания, как структурные подразделения этих учреждений или
объединений учреждений. Данная статья предусматривает, что учредителями
предприятий учреждений, исполняющих наказания, являются центральные органы
управления уголовно-исполнительной системы, которые утверждают их уставы и
закрепляют за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное
имущество на основе типового договора.
Необходимо учесть, что предприятия
учреждений, исполняющих наказания, по своей организационно-правовой форме
являются государственными предприятиями и осуществляют свою деятельность в
соответствии с настоящим Законом и Законом РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" с учетом особенностей его применения,
предусмотренных частью четвертой статьи 19 и частью второй статьи 25 Закона.
В частности, руководство такими
предприятиями осуществляют начальники учреждений, исполняющих наказание, либо
руководители объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной
деятельности, а трудовые коллективы этих предприятий не пользуются в полном
объеме правами по управлению предприятиями, которыми наделены государственные
предприятия (на них не распространяется пункт 3 статьи 32 Закона "О
предприятиях и предпринимательской деятельности").
7. Статья 23 Закона устанавливает
особенности предпринимательской деятельности осужденных, допускаемой с
разрешения начальника учреждения, исполняющего наказание, в форме
индивидуальной трудовой деятельности и путем создания товарищества с
ограниченной ответственностью. В частности, организация предпринимательской
деятельности осуществляется без открытия осужденными собственных расчетных
счетов на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с учреждением,
исполняющим наказания. В соответствии с типовым договором (контрактом),
утверждаемым центральными органами управления уголовно-исполнительной системы.
Порядок организации предпринимательской
деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью в
учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, установлен
соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России No. 517 от 30
ноября 1993 г. и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации
16 декабря 1993 года (регистрационный номер 432).
8. При определении подведомственности и
подсудности арбитражным судам споров, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности в уголовно-исполнительной системе, следует
руководствоваться статьями 20, 22, 23 - 25 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ